boardgames

Каталог игр

Menu:

Поиск

Рубрики

Menu:

Программа победила игрока 9-го дана в Го. ·

В феврале этого года на престижном турнире по Го компьютерная программа MoGo обыграла профессионалов в битве на гобане 19 х 19. С форой в 7 камней она победила игрока девятого дана Дзюньсюнь Чжоу (Jun-Xun Zhou), а с форой в 6 камней – игрока первого дана Личэнь Чиэня (Li-Chen Chien). Для тех, кто не в курсе, поясним: девятый дан – это самый высокий уровень мастерства в древней игре Го. Учитывая небольшую фору, можно сказать, что программа сыграла если не на уровне профессионала, то на уровне очень хорошего любителя. И это впечатляющее достижение в сфере компьютерных программ, поскольку игра всегда считалась очень сложной для программирования. Как и в шахматах, в игре Го существует хоть и конечное, но огромное число возможных позиций. По словам Дэвида Дошея из Калифорнийского университета в Санта-Круз, занимающегося исследованием Го, число возможных конечных позиций в партии Го (на стандартном поле 19 х 19) составляет 10 в 171 степени. И к ним можно прийти одним из 10 в 1100-й степени путей. Мы уже наблюдали случаи, когда сильнейшие шахматисты мира проигрывали компьютеру, но то были шахматы, где число всех возможных позиций на доске хоть и весьма велико (10 в 46-й степени), но значительно меньше, чем в Го. Добавим также, что в шашках число возможных позиций еще меньше – 10 в 20 степени, и это привело к тому, что в 2007 году шашки оказались игрой окончательно "взломанной" – были просчитаны все возможные ходы и создана компьютерная программа ("Chinook"), которая уже никогда не проиграет. Но дело не только в числе позиций. В шахматах или шашках можно "урезать" число рассматриваемых вариантов, если указать для компьютера некоторые рекомендации общего плана. Вроде того, что надо захватывать центр, продвигать вперед пешки, развивать фигуры и т.п. В противоположность этому, в Го невозможно указать ничего конкретного. Человек в игре руководствуется интуицией, а машина такой интуицией не обладает.

По вышеуказанной причине, всегда считалось невероятной возможность компьютеру обыграть живого человека, да и еще сильнейшего на планете игрока. Как же программисты вышли из ситуации? Программа работает следующим образом – стартуя из имеющейся позиции, программа перебирает случайным образом несколько миллионов игр, которые можно сыграть из этого положения, проигрывая их до конца, независимо от неразумности или невыгодности ходов. Далее из записи ходов составляет статистику, какие наиболее вероятно приведут к выигрышу, делает такой ход и просчитывает уже следующий миллион вариантов для следующего хода. То есть, программы используют "грубый перебор", опираясь на вычислительную мощь современных машин. Для игры в упомянутом в начале статьи матча программа была запущена на одном из самых мощнейших компьютеров в мире – Huygens из Амстердама (поскольку турнир проводился на Тайване, для связи использовалась сеть Интернет). Сами авторы этих программ прекрасно знают, как это работает, но при этом не знают – почему это срабатывает. Людям в пору озадачиться: как так, нас обыгрывает «кремниевый разум»? Но с другой стороны, не так уж это и страшно, ведь за самыми мощными программами стоят живые люди –программисты и битва умов происходит просто на другом уровне.


суперкомпьютер, на котором была запущена программа

---

Комментирование этой статьи закрыто